Спасо-Преображенский Соловецкий мужской монастырь
В Белом море, на самом севере России, находится Соловецкий архипелаг, состоящий из шести довольно крупных и нескольких десятков мелких островов. Крупнейший из островов архипелага – Большой Соловецкий остров, или просто Соловки, площадью 246 кв. км. К востоку от него лежит остров поменьше – Анзер, к югу – острова Большая и Малая Муксалма, к западу – Большой и Малый Заяцкие острова.
Хотя острова эти издавна были богаты дичью, имели удобные гавани, а море кишело рыбой, до XV века они были необитаемы – уж больно суров местный климат: архипелаг расположен в 165 км от полярного круга, среднегодовая температура + 0,5 °С. Море часто штормит, что делает неустойчивой связь с материком. Но есть и свои плюсы: близ Соловков проходят теплые морские течения, в островных лесах много ягод и грибов, а число озер – более полутысячи.
Первыми пустынножителями на Большом Соловецком острове, согласно преданию, стали преподобные Савватий, Герман и Зосима. Савватий и Герман прибыли раньше: в 1429 году они встретились в устье реки Выг и, собрав вещи, припасы и орудия, на утлой ладье приплыли к Большому Соловецкому острову, где и высадились на Сосновой губе. Возле одного близлежащего озера они поставили крест и срубили кельи.
Преподобный Савватий свой монашеский путь до того времени проходил в Кирилло-Белозерском и Спасо-Преображенском Валаамском монастырях, где был любим и почитаем иноками и самим игуменом обители «за многое его послушание, кротость и смирение». Валаамский настоятель ни за что не хотел отпускать Савватия в море-океан, когда тот вознамерился отправиться на Соловки. Тогда Савватий тайком ушел из Валаамской обители и отправился к Белому морю.
Днем Савватий и Герман трудились, «землю копая мотыгами и этим трудом пищу себе добывая», а вечерами и ночью молились, «к трудам труды прилагая, радуясь и воспаряя умом к Всевышнему». Так прошло шесть лет, у отшельников закончились припасы, и Герман отправился на материк, чтобы пополнить их. Савватию стало куда труднее: его одолевали нечистые духи в образе змей и диких зверей, стремившиеся пожрать старца. Усердной молитвой и святым крестом Савватий отгонял бесов. Герман долго не возвращался, и однажды Савватий «получил весть от Бога, что надлежит ему освободиться от уз телесных». Желая перед смертью причаститься Святых Христовых Тайн, он пошел на берег моря и неожиданно увидел корабль, на котором и перебрался на материк. У небольшой часовни возле деревни Сороки, что на реке Выг, преподобный Савватий принял причастие от игумена Нафанаила. 27 сентября 1435 года преподобный скончался и там же был погребен.
Но не запустел остров Соловки: примерно через год новый инок именем Зосима прибыл туда для свершения своего духовного подвига. До того он жил в Новгороде, позже переселился в деревню близ Белого моря, где повстречал старца Германа. Герман рассказал ему «о преподобном Савватии подробну и об острове возвести ему», а также о пророчестве Савватия о том, что на Соловках будет жить много иноков. Услышав это, «устремился Зосима на подвиг телесный и духовный, вооружась постом и молитвой».
В 1436 году Зосима и Герман высадились на Соловецкий берег и нашли удобное место для основания обители возле пресноводного озера и неподалеку от моря с удобной бухтой. Именно этот год считается датой фактического основания Соловецкого монастыря. Пришельцы построили шалаши и совершили всенощное бдение, моля Господа благословить их начинание. И ответ пришел: в первую же ночь отец Зосима имел пророческое видение: чудесный свет и редкой красоты церковь в воздухе.
Осенью того же года Герман вновь отправился на материк. Зиму (неподалеку Полярный круг!) Зосима пережил один, терпя голод и холод, а весной вернулся Герман, да не один – с ним прибыл рыбак Марк, позже принявший постриг. За ним на остров пришли другие люди, искавшие праведной жизни. Начали строить кельи, воздвигли небольшую деревянную церковь во имя Преображения Господня. Новгородский архиепископ Иона, под чьим архиерейским и духовным попечением находились Соловецкие земли, благословил начинание подвижников и прислал на остров игумена Павла, который и освятил церковь. Однако он не выдержал тяжелых условий жизни на острове и покинул его. То же случилось и с последующими – Феодосией и Ионой, избранными самими иноками. Тогда братия попросила новгородского владыку рукоположить в священника и игумена Зосиму. Архиерей Иона вызвал к себе преподобного и убедил его принять сан. Вместе с богатыми дарами Зосима вернулся на Соловки. Было это в 1452 году.
При Зосиме монашеская жизнь во всех своих проявлениях стала интенсивной и многие плоды приносящей: «И тружахуся постом и молением, купно же и ручным делом: овогда землю копаху, иногда же древеса на устрой манастырю заготовляху, иногда дров множество секуще, готовляху и росол морьской, черплюще, и тако соль варяху и даяху купцем, приходящем к острову...». В обители приступили к сооружению каменной церкви Преображения и каменной трапезной, а с восточной стороны от трапезной возвели новую церковь – Успения Пресвятой Богородицы. Так, трудами и молитвами строился Соловецкий монастырь, и скоро слава о нем и преподобном Зосиме уже достигла Москвы и дальних княжеств.
Игумен Зосима помнил и первого поселенца Соловецкого острова – блаженного Савватия. Он велел снарядить корабль, который прибыл к месту, где был захоронен Савватий. Его мощи были привезены на остров, где их со свечами и кадилами встречала вся монастырская братия. Преподобный Савватий был погребен за алтарем церкви Успения Пресвятой Богородицы.
Через 13 лет, в апреле 1478 года, преподобный Зосима представился ко Господу и был погребен возле могилы преподобного Савватия. Давая последнее наставление братии, он закончил словами: «Аз же аще телесне отхожу от вас, но духом с вами неотступно прибуду». В 1566 году святые мощи преподобных Савватия и Зосимы были перенесены в придел, устроенный при Свято-Троицкий Зосимо-Савватический соборный храм.
Ревностный помощник скончавшегося Зосимы преподобный Герман велел монахам записать все, что он знал о чудесах и делах Савватия и Зосимы, ибо сам, очевидно, был неграмотным («не книжным»). В дальнейшем эти записи легли в основу их жития. Умер преподобный Герман глубоким старцем в 1479 году, отдав монастырю более полувека своей жизни. Поначалу его похоронили на берегу реки Свирь, а через пять лет святые мощи преподобного были перенесены на Соловки.
Менее чем через сто лет Соловецкую обитель возглавил человек, прославившийся не только своими духовными делами во имя Господа, но и явивший редкий образец неустрашимости и смелости. Это игумен Филипп (в миру - Федор Степанович Колычев), впоследствии Митрополит Московский и всея Руси. Он происходил из знатной боярской семьи, имевшей общего предка с родом Романовых – Андрея Ивановича Кобылу. Его отец был ближним боярином при великом князе Василии III Ивановиче и заседал в Боярской Думе. Федор молодые года провел при дворе. В 1537 году, тридцати лет отроду, он оставил мир. Пробыв год в пастухах, Федор пришел в Соловецкий монастырь, был принят радушно игуменом Алексием и вскоре принял постриг с именем Филипп. Через десять лет он стал преемником игумена Алексия.
На этой должности Филипп трудился 18 лет, в течение которых Соловецкий монастырь пережил необычайный расцвет: было начато каменное строительство, освящена Успенская трапезная церковь, близилось к завершению (на момент отъезда Филиппа в первопрестольную) строительство Спасо-Преображенского собора; выстроен кирпичный завод, устроена пекарня; проведены дороги по Большому Соловецкому острову; 52 озера на нем соединены каналами с расположенным возле монастыря Святым озером, благодаря чему стало возможным построить в монастыре водопровод; и многое, многое другое. За всеми этими важными делами игумен Филипп непрестанно молился, временами удаляясь в лес для безмолвной беседы с Богом. Благодаря его усилиям были прославлены в лике святых преподобные Зосима и Савватий.
Деяния игумена Филиппа не остались без внимания царя Иоанна Грозного, который жаловал обители новые земли, присылал богатые подарки: тысячу рублей на построение каменного Спасо-Преображенского собора, два колокола, два золотых креста с драгоценными камнями и жемчугом, а также жалованные грамоты на различные льготы.
В 1563 году скончался Митрополит Московский Макарий. Тремя годами позже царь пожелал увидеть на этой кафедре игумена Филиппа. Игумен уже знал, что представляет собой Иоанн Грозный, – на Соловках проживал сосланный сюда духовный наставник царя отец Сильвестр. В стране свирепствовала опричнина. Отец Филипп легко мог представить, какое его может ожидать будущее.
Поначалу Филипп не давал согласия на митрополичий сан – недостоин, мол, высокой чести, – но позже поставил условие: отменить опричнину. Однако Иоанн не терпел противоречий: не дело церкви в его государевы дела лезть!
В результате трудных дискуссий была подписана специальная грамота, где сказано, что игумен Филипп «...дается стати на митрополию, и в опришнину ему и в царский домовой обиход не вступатися, ... а митропольи не оставляти». 25 июля 1566 года Филипп был посвящен в сан Митрополита Московского и всея Руси. Обращаясь к Иоанну Грозному, он взывал: «Облекись одеждою правды ... подражай смирению отца твоего... Не могу искренне благословлять тебя, видя скорбь отечества». Это снова вызвало гнев царя, но он сдержал себя.
На полтора года в стране воцарилось относительное затишье – не было казней, опричники присмирели. Филипп мудро правил Церковью и паствой, на него молились. Но провал ливонского похода вновь превратил царя в демона – начались пытки и казни, страх охватил всю страну. Все попытки митрополита Филиппа вразумить царя вызывали у властителя только ярость. Масло в огонь подливали и церковные иерархи, желавшие «свалить» популярного митрополита. Однажды в 1568 году, в воскресную обедню, в Успенский собор Кремля вошел царь со свитой и подошел к Филиппу, желая получить благословение. Однако митрополит не обращал на него никакого внимания, продолжая глядеть на иконы. Ему зашептали: «Святый владыко! Се Государь, благослови его!» На что последовал ответ: «В сем виде, в сем одеянии странном не узнаю царя православного ... О Государь! Мы здесь приносим жертвы Богу, а за алтарем льется невинная кровь христианская... Везде убийства – и совершаются именем царским!.. Сами камни под ногами твоими вопиют о мести!» Иоанн произнес с угрозой: «Нашей ли державе являешься супротивником? Увидим крепость твою!» Филипп отвечал: «Не могу, Государь, повиноваться велению твоему паче, нежели Божиему... Я... подвизаюсь за истину благочестия, хотя бы и лишился сана и лютейше пострадал».
В диком гневе царь ударил посохом о землю: «Доселе я был кроток с тобой, митрополит, с твоими приверженцами и моим царством. Теперь вы узнаете меня!» На следующий день все главные сановники митрополита были взяты под стражу и пытаны. Начались казни.
В ноябре 1568 года покорный царю Собор епископов вершил суд над Филиппом, лишил его сана и приговорил к ссылке в Тверской Успенский Отрочьский монастырь. Через год, на пути в Новгород, куда царь направлялся на расправу с непокорным городом, проходя мимо Твери, к Филиппу был послан главный опричник Малюта Скуратов, который задушил святителя. Случилось это 23 декабря 1569 года. Так закончил свой жизненный путь один из самых ярких деятелей в истории Русской Православной Церкви.
В 1591 году мощи святителя Филиппа были перенесены на Соловки. Их положили в могилу, ископанную им самим еще в бытность его настоятелем Соловецкого монастыря, под папертью Спасо-Преображенского собора. При царе Алексее Михайловиче, в 1652 году, мощи священномученика были перенесены в Москву, где почивают и поныне у иконостаса в юго-восточном углу Успенского собора Кремля.
Самыми трагическими страницами в истории Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря были 1923 – 1939 годы, когда на острове существовал лагерь для осужденных советской властью. Сначала это был Соловецкий лагерь особого назначения (СЛОН), преобразованный через десять лет в VIII отделение Беломорско-Балтийского комбината НКВД, а в середине 1937 года – в Соловецкую тюрьму особого назначения (СТОН). Первая, небольшая еще партия заключенных прибыла на Соловки в 1920 году, еще при «великом вожде» В.И. Ленине. Через три года здесь возникла целая система концентрационных лагерей, занявших все пригодные для жилья монастырские помещения. В первую очередь на Соловки ссылали иерархов Русской Православной Церкви, монахов, священников, офицеров Белой армии. С начала 30-х годов в лагерях появились «качественно» новые поселенцы – раскулаченные крестьяне со всей европейской части страны. Обращение с заключенными отличалось неимоверной жестокостью: за малейшее нарушение – штрафной изолятор либо расстрел. Пытки, голод, непосильный труд... Большевики железной рукой гнали человечество к «счастью».
Возрождение Соловецкого монастыря началось в декабре 1988 года, когда на островах был создан церковный приход. В июле следующего года состоялось освящение часовни во имя святителя Филиппа – первого возрожденного храма Соловков. 25 октября 1990 года Синод постановил открыть на Соловках Спасо-Преображенский мужской монастырь. Осенью того же года на Соловках появились первые послушники. Указом Святейшего Патриарха Алексия II от 28 января 1992 года наместником монастыря был назначен архимандрит Иосиф (Братищев).
В том же году в обитель были возвращены святые мощи ее основателей преподобных Зосимы, Савватия и Германа. Святыни были найдены в запасниках музея истории религии и атеизма, что располагался в петербургском Казанском соборе. Накануне прибытия святых мощей в монастыре произошло чудное знамение: во время реставрации старинной алтарной двери была обнаружена скрытая подслоями краски икона, изображающая прибытие преподобных Савватия и Германа на остров. А вскоре и святые их мощи вернулись сюда. Их перенесение возглавлял сам Святейший Патриарх Алексий II. Он посетил храмы и скиты Соловецкого монастыря, освятил надвратную Благовещенскую церковь, где теперь почивают святые мощи преподобных.