Киево-Печерская Лавра

Киево-Печерская лавра — один из первых по времени основания монастырей на Руси. Основан в 1051 году при Ярославе Мудром монахом Антонием, родом из Любеча. Благочестие Антония, уединившегося в пещере, привлекло к нему последователей, в числе которых был и Феодосий, будущий сооснователь Лавры. Когда число монахов возросло до 12, они устроили для себя церковь и кельи. Антоний поставил игуменом Варлаама, а сам удалился на соседнюю гору, где выкопал для себя новую пещеру. Эта пещера послужила началом Ближних пещер, названных так в противоположность прежним, Дальним. Ближние и Дальние пещеры являются настоящей достопримечательностью Лавры: протяженность Ближних пещер — 228 метров, Дальних — 280 метров.

С увеличением числа иноков, когда в пещерах стало тесно, была по­строена над пещерой церковь Успения Пресвятой Богородицы и кельи. Воз­никший монастырь получил название Печерского. В это же время игуменом был поставлен Феодосий. Он ввел в обители общежительный устав, который был заимствован отсюда и другими русскими монастырями. Суровая подвижническая жизнь иноков и их благочестие привлекали к монастырю значительные пожертвования.

В 1073 году была заложена каменная церковь в честь Успения Божьей Матери, а ее освящение состоялось в 1089 году. Примечательно, что фресковая живопись и мозаики в ней были исполнены константинопольскими художниками.

В 1096 году обитель сильно пострадала во время нашествия половцев, но скоро вновь отстроилась. С течением времени пристраивались новые церкви. Весь монастырь был огорожен частоколом. При монастыре находился странноприимный дом, устроенный Феодосием для приюта нищих, слепых, хромых; на него отпускалась 1/10 часть монастырских доходов. Каж­дую субботу монастырь посылал воз хлеба для заключенных. С переселением братии в большой монастырь пещеры были обращены в усыпальницу для монахов, тела которых клали по обеим сторонам пещерного коридора, в углублениях стен.

В 1240 году, во время нашествия Батыя, монастырь был разорен. Монахи Киево-Печерского монастыря частью были перебиты, частью разбежались. Неизвестно, как долго продолжалось запустение монастыря, но в XIV веке он был уже возобновлен, и святая обитель стала усыпальницей многих княжеских родов.

В 1483 году крымское войско Менгли-Гирея сожгло и разграбило Киево-Печерский монастырь, но щедрые пожертвования дали ему возможность скоро оправиться. Уже в конце XI века монастырь стал крупным землевладельцем, а в 1593 году ему принадлежали два города — Радомысл и Васильков, около 50 сел и деревень «с рыбными ловлями, пере­возами, мельницами, медовыми и грошевыми данями и бобровыми гонами».

В 1616 году при монастыре была открыта типография, и началось печатание богослужебных книг, житийной и полемической литературы. Позднее Петр Могила основал здесь Славяно-греко-латинскую школу, которая впоследствии была объединена с братской школой и послужила началом Киево-Могилянской коллегии, а потом, в 1701 году, — Киево-Могилянской академии. По легенде, преподобный Антоний перед смертью созвал братию, простился с монахами и уединился в своей келье, после чего она была завалена землей. Попытки откопать его тело были неудачными, монахам преграждали путь огонь и вода. Так святые мощи и остались лежать нетронутыми.

В конце XVI века вокруг монастыря шла борьба за власть между униатами и православными. С 1598 года монастырь получил статус лавры. Гетман Самойлович обнес Печерскую лавру земляным валом, а Мазепа - каменной стеной. При Петре I укрепления Самойловича были расширены - так возникла Печерская крепость. В 1718 году пожар уничтожил Успенский собор, архив, библиотеку и типографию. В 1729 году церковь была возобновлена.

В 1731 — 1745 годах к юго-западу от Успенского собора была построена Большая лаврская колокольня; высота вместе с крестом - 96,5 метра. Первые работы по возведению колокольни были начаты в 1707 году на средства Ивана Мазепы и завершены немецким архитектором И. Г. Шеделем. На протяжении XVIII века монастырь постоянно проводил работы по реконструкции пещер.

В начале XX века с приходом новой власти наступили для монастыря тяжелые времена. 25 января 1918 года был вывезен и убит неустановленными лицами настоятель Лавры - митрополит Киевский и Галицкий Владимир. После 1919 года монашеская община продолжала существовать как артель. В 1926 году Совет Народных Комиссаров УССР принял постановление о «Признании бывшей Киево-Печерской Лавры историко-культурным государственным заповедником и о превращении ее во Всеукраинский музейный городок». Постепенное вытеснение монашеской общины новосозданным музеем завершилось к началу 1930 года полной ликвидацией монастыря. Часть монахов была вывезена и расстреляна, остальные - заключены в тюрьмы или сосланы. Лавра подверглась ра­зорению.

В Успенском соборе находилась чудотворная икона Успения Божьей Матери, по преданию, чудесно полученная греческими художниками во Влахернском храме и принесенная ими в Киев.

Во время Второй мировой войны монашеская жизнь в Лавре возобновилась. 3 ноября 1941 года немецкими оккупационными войсками был взорван Успенский собор (восстановлен в 2000 году). В июне 1988 года, в связи с празднованием 1000-летия Крещения Руси, постановлением Совета Министров УССР новосозданной Печерской монашеской общине была передана территория Дальних пещер. Кроме Успенского собора, на территории Киево-Печерской лавры, имеется Свято-Троицкий храм домонгольского периода (1108 год), устроенный над святыми вратами. В XVII—XVIII веках возведены новые строения: церковь Всех святых, храм Зачатия святой Анны, церковь Тождества Пресвятой Богородицы, Крестовоздвиженская церковь и др.

В 1990 году Лавра была внесена в список Всемирного ЮНЕСКО. 9 декабря 1995 года Президентом Украины Л. Кучмой издан указ о восстановлении Успенского собора. К 950-летию Лавры собор был восстановлен и освящен 24 августа 2000 года.

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

<--GoogleAnanalitics--> <--GoogleAnanalitics-->